Назад                            Оглавление                          Вперёд   

 

 

Почему я стал фокусником?

 

Недавно после окончания представления, когда я вы­ходил из цирка, ко мне подошла молодая и, как мне: показалось, интересная женщина.

- Товарищ Кио! — сказала она. Я остановился.

-  У меня к вам большая личная просьба.

-  Чем могу служить?

-  Дело в том, что мне нравится один человек, но он не обра­щает на меня никакого внимания.

-  Грустно, но при чем здесь я?

-  Приворожите его ко мне.

-  То есть как это — приворожить?

-  Так вы же иллюзионист!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Если бы это была первая просьба подобного рода, я, вероятно, принял бы ее за шутку, улыбнулся бы и пожал плечами. Но, увы, меня нередко просят ворожить, гадать, гипнотизировать и даже ру­ководить спиритическими сеансами, хотя о спиритизме я знаю глав­ным образом из пьесы Л. Н. Толстого «Плоды просвещения».

Как ни грустно это признать, но есть еще у нас люди, счита­ющие себя культурными, но верящие в заговоры и заклинания. Они думают, что иллюзионисты связаны с «темными силами» природы. Так вот, я и решил разоблачить «тайны» своего ремесла, чтобы они воочию убедились, что не духи, а инженеры-механики и хорошо тренированные помощники решают успех моих номеров.

Но не только ради этих граждан я взялся за перо. Есть и дру­гой сорт зрителей - это, так сказать, зрители-скептики -  Э-э, батенька,- говорят они при встрече,- у вас   все  дело решают ящики: нажал кнопку - и фокус удался!

Как я могу на это ответить? Только так: вот мои ящики, вот мои кнопки - нажимайте!

Оказывается, дело не так просто: кнопка нажимается, а фокус не удается. Область иллюзионизма, как и любая область цирка, требует большой и постоянной тренировки и своеобразных способ­ностей. Так вот, рассказать о труде иллюзиониста мне представляется тоже интересным.

И, наконец, третья и главная причина, вследствие которой я сел за книгу: в цирке я выступаю сорок лет - срок немалый. В конце концов, вся история советского цирка прошла на моих глазах, и мне, естественно, хочется рассказать о том, как росло и совершенствова­лось цирковое искусство хотя бы в той области, которой занимаюсь я и мои коллеги, то есть в области иллюзионизма.

Не следует забывать, что наша публика любит цирк, я убежден, что она интересуется фокусами, иначе нельзя объяснить, что на представлениях фокусников залы цирков всегда полны. История советского цирка еще не написана, но кое-кто из практических работников писали уже, если так можно выразиться, ее некоторые главы. Так, И. С. Радунский, известный под псевдонимом Бима, к М. Н. Румянцев, известный под именем Карандаш, рассказали о клоунаде, Б. А. Эдер поделился своими наблюдениями о номе­рах с хищными животными. Я же хочу внести свой вклад в общее дело написания истории советского цирка, рассказав о становлении жанра иллюзионизма в советском цирке и о том, как работают со­ветские иллюзионисты, что отличает их от западноевропейских фо­кусников.

Когда я поделился своими намерениями написать книгу с неко­торыми моими знакомыми, они удивились, а кое-кто из моих доб­рожелателей, как мне показалось, даже встревожился:

-  Помилуйте! - говорили они.- Что вы делаете? Ведь вам же ^придется разоблачить некоторые трюки!

-  Вероятно.

-  И это не пугает вас? На это я обычно отвечал:

-  Представьте себе, нисколько, наоборот, я считаю необходи­мым подчеркнуть, что ничего загадочного и сверхъестественного в на­шей работе нет. И, кроме того, разоблачая старые трюки, я непре­менно должен придумать новые, а ведь это самое интересное. Что это за творческий деятель, который стоит на месте!

В этом принципиальное отличие фокусников советских цирков от тех, что подвизались в цирках и на подмостках ярмарочных балаганов до революции.

Что обычно отвечали на расспросы зрителей старые фокусники? «Это - чудеса белой и черной магии», «Тайна, открытая мне прадедом-факиром». «Индийское волшебство». Они тщательно оберегали свои секреты, никого не допускали к своему делу, набра­сывая на него дешевое покрывало таинственности. Все эти Бен-Али-Беи, Бен-Али-Гассаны и Бен-Али-Саиды объявляли себя «сверхъ­естественными» людьми, «кудесниками» и «чародеями».

Когда я решил писать свою книгу, то, естественно, познако­мился с тем, что уже написано на подобную тему, и убедился, что кроме толковой брошюры Н. Н. Ознобишина «Иллюзионы», расска­зывающей о старых фокусниках >, все остальное создано только для того, чтобы морочить публике голову, лишний раз подчеркнуть связи фокусников с потусторонними силами.

Так, в 1912 году в Москве вышло переведенное с немецкого сочинение некого Сура «Таинственные вечера», являющееся чем-то вроде руководства для начинающих фокусников.

В этой книге, как уверял автор, раскрывались «все тайны магии, обладание которыми дает человеку необычайную силу». Одна из глав была посвящена заклинаниям. Здесь всерьез рассказывалось о том, как вызвать главного сатану - Люцифера, подчинить его своей воле и заключить с ним договор. На соседних страницах шло описание способа вызывания «духов ада накануне Ивана Купалы». Тут же сообщалось о том, как изготовить «волшебный» жезл и не­обходимое для совершения волшебства «зеркало Соломона».

«При помощи этой книги,- вещал автор,- каждый легко приоб­ретет богатство и постигнет все то, что было до сих пор недоступно для него».

Признаюсь, я без особого интереса перелистывал эту книжонку. Закрыв ее, я увидел на ярко размалеванной обложке объявление. Н нем говорилось о другой брошюрке под названием «Книга чудес и тайн», очевидно, принадлежащей перу того же автора.

Что же обещала эта брошюрка? А вот что.

Полное объяснение и раскрытие чудес египетских магов, в том числе превращение змеи в палку, а палки в девушку; рецепт при­готовлении из поди денег; указания на то, как найти клад, при­обрести неуязвимость, а также без вреда глотать огонь и выбрасы­вать изо рта пламя; описание устройства волшебной комнаты; различные «драгоценные» советы, вроде того, например, как узна-

 

1 Н.  Ознобишин,   Иллюзионисты    (фокусники   и   чародеи),   «Теакино-печать», М., 1929.

2   кио

 

вать интимные тайны и заставить какую-нибудь даму прийти к вам вечером. Наряду с разоблачением секретов индийских факиров книга обещала читателя познакомить и со «средствами для воз­буждения любви и для успешной рыбной ловли», способами опре­деления характера человека по линиям на ладони и искусством делать фейерверки.

Трудно сказать, чего было больше в этих книжонках - жела­ния затуманить головы или же просто грубого надувательства.

Мне могут сказать: «Да, но все это относится к прошлому».

Не совсем так. За границей еще и сейчас фокусники иногда прибегают к откровенному шарлатанству, окутывают свои выступ­ления мистическим туманом.

Одного такого иллюзиониста, этакую демоническую личность, словно сошедшую со страниц книг Э.-Т.-А. Гофмана, использую­щего изобретенный им таинственный аппарат в своих преступных целях, советские зрители видели в заграничном фильме «Артисты цирка».

Нет, не в интересах всех этих «профессоров натуральной ма­гии», «королей-чародеев» и прочих «властителей тайн» раскрывать свои секреты перед «простыми смертными». Напротив, они всячески прячут их от внимательных глаз.

Любопытно, что несколько лет тому назад в Швейцарии со­стоялся «международный съезд магов и престидижитаторов». В нем участвовали представители шестнадцати стран. Они собрались, чтобы выработать устав новой «международной федерации магов». Задачи этой федерации — защищать интересы своих членов и бо­роться против попыток раскрывать секреты фокусников. Впрочем, это объясняется еще и тем, что фокусники, не создающие ничего нового, попросту боятся потерять публику.

Советский цирк - светлое, радостное, оптимистическое зрелище. Все интересно зрителям в цирке, и в том числе фокусы, но только непременно новые, а не виденные с дней самого раннего детства. Ну кто останется равнодушным при виде всех этих чудесных появ­лений, исчезновений и превращений! За время своей работы я встречался с самой различной аудиторией. Я выступал перед вои­нами Советской Армии и старателями золотых приисков, хлопко­робами Средней Азии и казаками кубанских станиц и почти не встречал людей, которые не заинтересовались бы искусством фо­кусника.

Многие люди сами хотели бы научиться проделывать фокусы. Когда я был на Дальнем Востоке, ко мне обратился офицер-погра­ничник. Он просил помочь ему составить небольшую программу. Мы прошли с ним в клуб, и он показал мне, что умеет делать.

Я увидел перед собой по-настоящему талантливого человека. Его ловкости могли бы позавидовать многие профессиональные фо­кусники.

Другой такой же исполнитель выступал в Москве на смотре художественной самодеятельности работников пищевой промыш­ленности. На сцену вынесли столик. Затем вышел невысокий пар­нишка, совсем еще молодой, застенчиво улыбающийся. Он неловко поклонился и начал манипулировать, или, как говорим мы, фокус­ники, санжировать, игральными картами, которые исчезали и вновь появлялись у него в руках, цветами, монетами и яйцами. Все это было не совсем совершенно, но как много любви, подлинного вдохновения вкладывал молодой исполнитель в искусство, кото­рому он посвящал свое свободное время! Он работал поваром на фабрике-кухне.

А сколько других любителей пробует свои силы в области ма­нипуляций и иллюзий! К сожалению, наша художественная само­деятельность не очень-то популяризирует у себя этот жанр. Нет по этому вопросу и специальной литературы.

Если данная книга прольет хоть немного света на производст­венно-творческую деятельность фокусников, даст представление о нашей сложной и интересной работе, она выполнит свою задачу.

 

Используются технологии uCoz