ГЛАВА
VI
Потешники и штукари
- Музей цирка - С
легкой
руки графа Калиостро - Боско - «Паганини фокусников» - В
петербургских, салонах
- Искусство для «простонародья»
- Дочь воздуха - Мнимоусыпленный - В советское время
- В цирке и на эстраде.
Я не ставил перед собой задачи написать
исследование о жанре, в котором я работаю. Но, прежде чем приступить к
дальнейшему изложению, мне хочется дать короткую историческую справку о
развитии этого жанра у нас в России.
Искусство фокусников, так же как и
«петрушечников»,- одно из самых старинных. Оно зародилось в гуще
народной, на шумных ярмарочных площадях. Фокусники были непременными
участниками веселых народных гуляний. Празднично настроенную толпу привлекало их
умение «морочить голову» и «отводить глаза». То свои отечественные искусники, то
заезжие иноземцы, потешники, штукари показывали,, нехитрые для нашего времени и
удивительные для той поры фокусы. Ярмарочные зазывалы, стоя на балкончиках
балаганов, к великому удовольствию зрителей, глотали горящую паклю и
вытягивали изо рта бесконечные разноцветные
ленты.
Материалы по истории фокусов и фокусников я
нашел в Музее циркового искусства. Это очень интересный и своеобразный музей. Он
был создан в 1928 году при Ленинградском цирке. В нем уже собрано более
восьмидесяти тысяч экспонатов, рассказывающих о развитии русского и зарубежного
цирков за несколько столетий.
Бывая в Ленинграде, я люблю заходить в этот
музей, к его гостеприимным работникам. В узкой длинной комнате под
«ярусами» тесно от шкафов, заполненных альбомами, папками, книгами. Тут же
макеты, эскизы костюмов, картины. Здесь и несколько тысяч старых, пожелтевших от
времени афиш, и макет балаганов на Марсовом поле в Петербурге, и медаль,
выпущенная к сорокалетию русских цирков, и личная библиотека известного
циркового артиста В. Ж. Труцци, и клоунский костюм выдающегося шута-сатирика А.
Л. Дурова...
Научный сотрудник музея - приветливая Ольга
Георгиевна Алексеева кладет передо мной тетради с выписками из
«Санкт-Петербургских ведомостей», «Северной пчелы», «Живописного
обозрения»... Я перелистываю их.
Вот описание балаганных представлений,
устраивавшихся на масляной и пасхальной неделях. Существенную часть этих
представлений составляли иллюзионные аттракционы. Почти в каждой пантомиме
действовал Арлекин, который с помощью «волшебного жезла» производил чудеса: то
раздваивал живого Пьеро, то распиливал на мелкие куски ^Паяца, то сам
Арлекин, убитый из ружья, распадался на части. Потом к туловищу приставляли
голову, руки, ноги - и веселый малый мгновенно оживал к великой радости своей
подружки Коломбины.
Позже фокусники, не покидая привычной им
шумной, залитой солнцем ярмарочной площади или скрипучих подмостков
балаганов, одновременно стали завсегдатаями петербургских и московских
салонов. Началось это, быть может, с легкой руки графа Калиостро. Как бы там ни
было, но еще не существовало постоянных цирков, еще не достигло высот искусство
акробатики, воздушной гимнастики, клоунады, а у фокусников уже имелись немалые
достижения.
- Вот выдержки из старинных газет,- говорит
Ольга Георгиевна.- Обратите внимание...
Читаю: 26 сентября 1816 года гг. Фашиоли и
Бабет дают в Петербурге сеансы для желающих видеть «дрологические,
физические и математические искусства». А 8 декабря того же года подписчики
«С.-Петербургских ведомостей» могли ознакомиться с «уведомлением» такого
рода:
«С дозволения правительства, в воскресенье, 10
декабря, г-жа Пратте будет иметь честь показывать в зале филармонического
собрания искусственный и единственный в своем роде кабинет фигур. В оном по
требованию будет представлено «Великодушный султан, или Морское сражение на
Черном море».
Из числа превращений, кои поразят глаза
непостижимою скоро-стию, заметим: 1) Волшебный храм, превращающийся в верблюда,
а сей в истукан богини Миневры и 2) Гишпанца, который, танцуя, сбросит руки и
ноги, кои обратятся в нимфы, а он сам в Венеру».
Несколько дней спустя тот же «механический
кабинет» г-жи Пратте опубликовал новое «уведомление» - о постановке драмы
«Анжело, великий разбойник, или Дух в полуночи». Вслед за ней ставился балет с
превращениями в трех действиях, кои суть:
«1-е - старый дуб превратится в волшебника
Гидраспа, а сей в Дианин храм; 2-е - кровать, на которой лежит маленький Ганс, в
городские часы; 3-е - Юпитер с орлом полетит на облаке, из которого
выпрыгивают и танцуют шесть маленьких купидонов, а облако поднимается
наверх и оставит по себе памятник, превращающийся в софу, на которой сидит
принц с принцессою, софа превращается в кабриолет с лошадьми и слугами, в
который садятся принц и принцесса и отъезжают в столицу. Потом явится на театр
дама, из платья которой выпрыгивают маленькие дети и танцуют
па-де-де».
Перелистываю дальше... Вот объявление из
«Северной пчелы» от 9 февраля 1826 года. В нем сообщается, что «Новый штукарь г.
Орсини приехал в здешнюю столицу и показывает свое искусство и фокус-покусы в
Большой Морской в доме Козулина, с семи часов
вечера..,».
Петербургское общество не первый раз принимало
у себя приезжих штукарей. Та же «Северная пчела», опубликовавшая через
месяц заметку о фокус-покусах Орсини, вспоминала Пинетти, Молдуана и других
фокусников. По ее словам, Орсини «во многих штуках» превосходил двух
первых, «самым приятным образом» забавляя зрителей «опытами увеселительной
механики и необыкновенным проворством рук».
Зрители удивлялись, глядя, как Орсини вынимает
из пустого мешка, который перед этим несколько раз топтал ногами, множество
яиц. Он брал у публики кольца, ключи, платки, перчатки, часы, прятал их в ящик и
после вынимал эти предметы из бутылок, яблок» апельсинов, находившихся совсем в
другом месте, поодаль от ящика.
В сороковых годах прошлого столетия в
Петербург и Москву приезжало особенно много фокусников, начиная от безвестных
«чародеев» и кончая прославленным «Паганини фокусников» Бартоломео
Боско.
Сухово-Кобылин в своей «Свадьбе Кречинского»
устами Расплюева говорит:
«.. .Был здесь в Москве профессор натуральной
магии и египетских тайн господин Боско: из шляпы вино лил красное и белое;
канареек в пистолеты заряжал; из кулака букеты жертвовал, и всей публике». Н. А.
Некрасов в поэме «Говорун» посвятил Боско следующие
строки:
Извел бы десть бумаги я, Чтоб только описать,
Какую Боско магию Умеет представлять. Ломал он вещи целые На мелкие куски,
Вставлял середки белые В пунцовые платки, Бог весть куда забрасывал И кольца и
перстни И так смешно рассказывал, Где явятся они...
Между прочим, Боско в прошлом был
наполеоновским солдатом. В России он попал в плен, был отправлен в Сибирь, где и
дебютировал в качестве фокусника, сразу завоевав шумный успех. В 1841 году
петербуржцы видели его уже на такой крупной площадке, как сцена Александрийского
театра. По свидетельству современников, Боско привлекал внимание «разнообразием
своих опытов, своею изумительною ловкостью и своим неимоверным
проворством».
В мае 1843 года по домам петербургской знати
разносили афишки, напечатанные на атласе розового цвета. Они гласили о том, что
в помещении Детского театра, находившегося на Большой Морской, близ
Невского проспекта, «королевско-греческий придворный художник» Фрикель
продемонстрирует множество разнообразных фокусов. Это был характерный для
своего времени фокусник, типичный «салонный маг». Описание его выступления
я прочел в «С.-Петербургских ведомостях» за тот же
год.
«В хорошо убранном зале было немного
посетителей. Занавес поднялся. Является на сцену хороший собою, ловкий, статный
юноша. Вид, образ, выражение этого молодого человека тотчас предупреждает
зрителей в его пользу. Поставив лестницу перед креслами, он становится на
нее и просит, чтобы кто-нибудь из дам одолжил ему свою шаль. Показав, что в
ней ничего нет, он тут же вынимает из-под нее хрустальный сосуд, в котором
плавают живые рыбки. Вы хотите удостовериться, не спрятано ли у него что-либо,—
он поворачивается во все стороны, подает нам платок и вновь вынимает из-под
него такой же сосуд.
Не полагайте, что одна ваша шаль одарена
чудесными свойствами; Фрикелю все равно: не уходя на сцену, он одушевляет
вашу шляпу новым волшебством и превращает ее в настоящий магазин
редкостей.
...Случайно нашедши на полу перышко, он
уверяет вас, что положил его в шляпу, сделает тысячу перьев, и перья, перья и
перья сыплются из шляпы, а далее игрушки всех родов, цветки, столики, скамеечки,
куколки - ваш головной убор решительно превратился в лавку детских
игрушек... И все это делается близ кресел, около вас, под надзором
зрителей, под вашими руками».
В те же годы столица видела
«магическо-физические опыты» в исполнении «придворного престидижитатора двора
его величества императора всероссийского и шаха персидского». Этот пышный
титул присвоил себе некий Беккер. Его «магическо-физические опыты», или,
попросту говоря, фокусы, состояли в том, что он, как и Орсини, вынимал из мешка
яйца, из шляпы - букеты камелий и т. д. Эффектную работу демонстрировал фокусник
Деблер. Он наполнял несколькими ведрами воды большой медный котел и
разводил под ним огонь. Затем в котел опускали двух голубей. Когда, спустя
две минуты, фокусник открывал крышку, оба голубя вылетали из котла, а сам
котел оказывался пустым.
Профессор магии Герман, о котором я уже
рассказывал мог вынимать из ушей, из носа, из шляпы двести и больше монет. Он
же, выступая в костюме с короткими, плотно прилегающими к телу рукавами,
ухитрялся выпускать из рукава ^живую утку. Поймав ее, он разрывал птицу на части
и подбрасывал вверх. Вместо одной утки появлялись
две.
Боско, Фрикель, Беккер, Деблер, Герман - все
это были любимцы аристократической публики. Со временем магия ушла из
салонов, перекочевала в обыкновенные частные дома. Фокусники выступали на
семейных и детских праздниках, на различных благотворительных вечерах.
«Художественные изящные сеансы высшей магии», «Волшебные артистические вечера» -
читаем мы рекламы «сиамского придворного артиста» Александра Сяка. В перечне
исполняемых им фокусов были такие, как «Заколдованные фрукты», «Вырастающий
куст», «Фабрика ликеров», «Рог изобилия в царстве Флоры», «Бутылка доктора
Фауста» и даже целая сцена под названием «Обманутый акцизный, или Тайная
продажа вина». Даже по одним только названиям можно судить о том, что
представляли собой все эти фокусы.
Александр Сяк, Д. Ф. и А. Д. Казини
(Костюковы), Леони-Лари-онов (В. Н. Ларионов), Гарди (Ф. Г. Иванов) и целый ряд
других фокусников конца прошлого и начала нынешнего веков занимались тем, что
демонстрировали свое искусство любителям «чудес» не в цирках и не на эстрадных
площадках, а на импровизированных сценах в частных домах и учебных заведениях.
«Цены доступные и по соглашению» - объявлялось в афишах наряду с сообщением о
«неуловимой ловкости рук» исполнителя. Подобный характер работы не мог не
сказаться на искусстве фокусников и привел его к творческому
застою.
В рассказе Глеба Успенского под характерным
заголовком «Нужда песенки поет» выведен «пиро-гидро-техник» Капитон Иванов,
занимающийся увеселением купцов и чиновников, показывающий им попури «из
мира чудес». На вопрос, почему он выбрал та-кое занятие — фокусы, Капитон Иванов
чистосердечно отвечает: «Настоящей науки-то, то есть читать, писать, не имел,
мастерства никакого не знал, а во всем нуждался. Вот я и решил по
волшебному мастерству пойти...».
Естественно, что в условиях, в которых
работали артисты магии, они не могли иметь громоздкой аппаратуры. Поэтому
сеансы, которые они давали, в основном сводились к престидижитации, к показу
манипуляций с картами, цветами и другим портативным реквизитом, который можно
было уложить в один или два чемодана, удобные для переноса из дома в дом.
Часто фокусники были и чревовещателями, показывали «говорящих» и «поющих» кукол.
При содействии помощниц, какой-нибудь мадемуазель Зины или мадам Наиндры, они
занимались также мнемотехникой — «чтением мыслей на расстоянии». Постепенно же
фокусы вообще были низведены на положение искусства третьего сорта, для
«простонародья».
Вот характерная для нравов того времени
сценка.
...Грязная полутемная лестница в одном из
«доходных» петербургских домов. Посетитель поднимается по ней и попадает в
квартиру, где обитает «дочь воздуха» - некая
Мартынова.
Небольшая комнатка с углублением, обитым
черным бархатом. Полумрак. Душно. Пахнет пудрой и дешевыми конфетами. Облокотясь
на обнаженную до плеча полную белую руку, украшенную браслетом из фальшивого
золота, в воздухе неподвижно «парит» женщина. Полуприкрытые глаза ее загадочно
поблескивают из-под длинных приклеенных ресниц. Тут же в комнате вертится
какая-то старуха.
Входит очередной
посетитель,
-
Вера,- говорит старуха,- отгадай, кто пришел? Женщина поднимает ресницы и
говорит лениво-томно:
-
Пришел Иван Иванович Фролов, купец первой гильдии, владелец
собственного каменного дома и зеленной лавки. Купец, сняв
шапку, вытирает платком взмокший лоб. «Дочь воздуха» видит его впервые: откуда
же знает она, кто он такой? Посетитель удивлен необыкновенной способностью
«парящей» перед ним в воздухе дамы. И невдомек ему, что это просто мнемотехника
и что роль ассистентки в данном случае играет старуха, которая предварительно
незаметным образом выведала все необходимые сведения о
посетителе.
Это было, так сказать, безобидное применение
иллюзии. Но бывали случаи, когда фокусы использовались и в преступных целях
мошенниками и аферистами типа Соньки Золотой Ручки. Шулера, плутовавшие во
время игры, производившие моментальные передержки, пользовавшиеся мечеными
картами, липкими колодами и тому подобным «реквизитом», по сути дела, также
являлись не кем иным, как ловкими фокусниками.
К числу тех, кто нередко обманывал народ, надо
отнести и гипнотизеров.
Я имею в виду не настоящих гипнотизеров, а
тех, кто демонстрировал «сеансы гипноза», мороча доверчивую толпу. Правда,
в подобной игре некоторые исполнители могут доходить до совершенства. Я сам
видел однажды, как два молодых человека - не помню их фамилий — разыгрывали
сеанс гипноза. Один протягивал вперед руку, а другой, якобы под влиянием
«истекающих» из его пальцев «магнитных токов», тут же опрокидывался навзничь,
как бревно. Делалось это так искусно, что, не подхвати вовремя партнер
«усыпленного», он неминуемо разбил бы себе голову о пол. Затем «гипнотизер»
укладывал «усыпленного» на два стула: ступнями - на один, головой - на другой и
тот лежал, ни одним движением мускулов не обнаруживая признаков
жизни.
Только в советское время изменился характер
работы мастеров престидижитации и иллюзии. Для них стало типичным стремление к
осмысленности в содержании номера, к театрализации. Особенно значительных
успехов в этом направлении удалось достичь в послевоенный период. Так,
Александр Алексеевич Вадимов показал ряд номеров на политическую тематику.
Запомнился номер «Буржуазная тюрьма». В тюрьму прячут гангстера, но это
обман1 - бандита в тюрьме нет, вместо него под семью замками
находится свобода. Сильное впечатление производила сценка с плакатом,
призывающим к борьбе за мир. Полицейский рвет плакат на клочки, затем
сжигает, но из пепла появляется маленький белоснежный голубь. К его лапке
привязан все тот же плакат: «За мир! Против войны!»
Мартин Александрович Марчес и его неизменная
партнерша Софья Марр за последние годы сделали попытку построить на основе
иллюзий большое сюжетное представление — феерию «Волшебный магазин» (режиссер-М.
Местечкин). В представлении рассказывается о школьнике Степе, попавшем в
волшебный универмаг. Здесь его встречает «маг — завмаг». В номере есть
новые интересные трюки, в частности появление людей из большого
наполненного водой аквариума. Надо отметить инициативу Марчеса: он показал,
что отдельные иллюзионные трюки можно и нужно объединять не только темой,
но и сюжетом.
В советском цирке, как и на советской эстраде,
работает большой отряд фокусников-иллюзионистов и манипуляторов. Из числа
манипуляторов следует отметить Символокова, выступающего в несколько
старомодной манере и особенно искусно «достающего» из дыма папиросы. Приятное
впечатление производят артисты Фурмановы, не только показывающие фокусы, но
и разыгрывающие живую, остроумную сценку. При этом он появляется в роли
посетителя ресторана, а она — официантки с подносом в руках, на
котором стоят рюмки, бутылки и другие предметы, представляющие собой
реквизит. В манипуляции включены даже бусы с шеи
«официантки».
Говоря о фокусниках, нельзя не упомянуть и о
таких исполнителях, как Анатолий Шаг, Семен Рубанов, Зинаида Тарасова.
Последняя является моей ученицей. По просьбе Тарасовой, я учил ее, как надо
делать трюки, репетировал с ней и помог объединить все номера в одно
представление, которое она сейчас успешно
разыгрывает.
В последнее время появился ряд мастеров
иллюзии в национальных республиках. Из них в первую очередь надо упомянуть
заслуженного артиста Армянской ССР-А. Акопяна, чья работа основана
исключительно на технике рук. Зато у грузинского фокусника Дика Читашвили
большая часть трюков построена на использовании аппаратуры, что, конечно,
тоже представляет интерес. С исключительной чистотой проделывает
манипуляции участник азербайджанского циркового коллектива Мансур Ширвани. Он и
в манере своей работы и даже во внешнем облике отходит от традиции, выходя
на манеж в простом, скромном пиджаке.
Отдельно надо сказать об артисте Александре
Георгиевиче Соколе. В прошлом цирковой атлет и гимнаст, он увлекся техникой
и несколько лет назад вместе с партнерами подготовил большой иллюзионный
аттракцион «Чудеса без чудес». В этом номере широко использованы последние
достижения науки. Один из артистов снимает пальто и шляпу и вешает их... в
воздухе. Из-за кулис выносят корзину с цветами, обладающими удивительным
свойством: они мгновенно принимают любую окраску. Шипит яичница,
поджариваемая на.,. холодильнике. Вот необычайная телефонная трубка, с
помощью которой без аппарата и проводов зрители прямо с манежа могут
соединиться с любым абонентом городской телефонной сети. Все эти «чудеса»
основаны на использовании токов высокой частоты, электромагнитных явлений,
беспроволочной телефонии.
Хочется упомянуть и о таких своеобразных
мастерах, какими являются Ван Ю-ли и Сиу Ли. Это китайские артисты, уже давно
работающие в наших цирках.
В номере Ван Юли много от настоящего
китайского национального цирка. Фарфоровые чашки, «сами собой»
наполняющиеся молоком, яйцо, мгновенно превращающееся в живую утку,
гирлянды зажженных фонариков вытаскиваются из вороха разноцветных бумажных
лент — все эти и другие фокусы, казалось бы, давно знакомы, и тем не менее
они всякий раз смотрятся с большим интересом даже такими искушенными
зрителями, какими являемся мы, артисты цирка. С подкупающей простотой и
непринужденностью демонстрирует эти фокусы Ван Юли. Они сопровождаются
показом других элементов китайского национального цирка, которыми отлично
владеют участники труппы. Здесь и бой на мечах, и жонглирование трезубцем,
и прыжки сквозь огненный обруч.
Любопытные фокусы показывает старейший
цирковой артист Сиу Ли. Из простого кулька, сделанного на глазах у зрителей из
листа газеты, он без конца вытягивает разноцветные ленты и даже цветные
фонарики.
В этой главе я говорил главным образом не о
себе, а о других Но смею думать, что читатели не посетуют на меня за эту
экскурсию в прошлое и настоящее. Надеюсь, что она расширила их
представление о фокусниках и фокусах, об этой мало кому знакомой области
эстрадно-циркового искусства.