Почему я стал
фокусником?
Недавно после окончания представления, когда я выходил
из цирка, ко мне подошла молодая и, как мне: показалось, интересная
женщина.
- Товарищ Кио! — сказала она. Я
остановился.
- У меня к вам
большая личная просьба.
- Чем могу
служить?
- Дело в том,
что мне нравится один человек, но он не обращает на меня никакого
внимания.
- Грустно, но
при чем здесь я?
- Приворожите
его ко мне.
- То есть как
это — приворожить?
- Так вы же
иллюзионист!
Если бы это была первая просьба подобного рода, я,
вероятно, принял бы ее за шутку, улыбнулся бы и пожал плечами. Но, увы, меня
нередко просят ворожить, гадать, гипнотизировать и даже руководить
спиритическими сеансами, хотя о спиритизме я знаю главным образом из пьесы
Л. Н. Толстого «Плоды просвещения».
Как ни грустно это признать, но есть еще у нас люди,
считающие себя культурными, но верящие в заговоры и заклинания. Они думают,
что иллюзионисты связаны с «темными силами» природы. Так вот, я и решил
разоблачить «тайны» своего ремесла, чтобы они воочию убедились, что не духи, а
инженеры-механики и хорошо тренированные помощники решают успех моих
номеров.
Но не только ради этих граждан я взялся за перо. Есть и
другой сорт зрителей - это, так сказать, зрители-скептики - Э-э, батенька,- говорят они при
встрече,- у вас все дело решают ящики: нажал кнопку - и
фокус удался!
Как я могу на это ответить? Только так: вот мои ящики, вот
мои кнопки - нажимайте!
Оказывается, дело не так просто: кнопка нажимается, а фокус
не удается. Область иллюзионизма, как и любая область цирка, требует большой и
постоянной тренировки и своеобразных способностей. Так вот, рассказать о
труде иллюзиониста мне представляется тоже интересным.
И, наконец, третья и главная причина, вследствие которой я
сел за книгу: в цирке я выступаю сорок лет - срок немалый. В конце концов, вся
история советского цирка прошла на моих глазах, и мне, естественно, хочется
рассказать о том, как росло и совершенствовалось цирковое искусство хотя бы
в той области, которой занимаюсь я и мои коллеги, то есть в области
иллюзионизма.
Не следует забывать, что наша публика любит цирк, я
убежден, что она интересуется фокусами, иначе нельзя объяснить, что на
представлениях фокусников залы цирков всегда полны. История советского цирка еще
не написана, но кое-кто из практических работников писали уже, если так можно
выразиться, ее некоторые главы. Так, И. С. Радунский, известный под псевдонимом
Бима, к М. Н. Румянцев, известный под именем Карандаш, рассказали о клоунаде, Б.
А. Эдер поделился своими наблюдениями о номерах с хищными животными. Я же
хочу внести свой вклад в общее дело написания истории советского цирка,
рассказав о становлении жанра иллюзионизма в советском цирке и о том, как
работают советские иллюзионисты, что отличает их от западноевропейских
фокусников.
Когда я поделился своими намерениями написать книгу с
некоторыми моими знакомыми, они удивились, а кое-кто из моих
доброжелателей, как мне показалось, даже
встревожился:
- Помилуйте! -
говорили они.- Что вы делаете? Ведь вам же ^придется разоблачить некоторые
трюки!
-
Вероятно.
- И это не
пугает вас? На это я обычно отвечал:
- Представьте
себе, нисколько, наоборот, я считаю необходимым подчеркнуть, что ничего
загадочного и сверхъестественного в нашей работе нет. И, кроме того,
разоблачая старые трюки, я непременно должен придумать новые, а ведь это
самое интересное. Что это за творческий деятель, который стоит на
месте!
В этом принципиальное отличие фокусников советских цирков
от тех, что подвизались в цирках и на подмостках ярмарочных балаганов до
революции.
Что обычно отвечали на расспросы зрителей старые фокусники?
«Это - чудеса белой и черной магии», «Тайна, открытая мне прадедом-факиром».
«Индийское волшебство». Они тщательно оберегали свои секреты, никого не
допускали к своему делу, набрасывая на него дешевое покрывало
таинственности. Все эти Бен-Али-Беи, Бен-Али-Гассаны и Бен-Али-Саиды объявляли
себя «сверхъестественными» людьми, «кудесниками» и
«чародеями».
Когда я решил писать свою книгу, то, естественно,
познакомился с тем, что уже написано на подобную тему, и убедился, что
кроме толковой брошюры Н. Н. Ознобишина «Иллюзионы», рассказывающей о
старых фокусниках >, все остальное создано только для того, чтобы морочить
публике голову, лишний раз подчеркнуть связи фокусников с потусторонними
силами.
Так, в 1912 году в Москве вышло переведенное с немецкого
сочинение некого Сура «Таинственные вечера», являющееся чем-то вроде руководства
для начинающих фокусников.
В этой книге, как уверял автор, раскрывались «все тайны
магии, обладание которыми дает человеку необычайную силу». Одна из глав была
посвящена заклинаниям. Здесь всерьез рассказывалось о том, как вызвать главного
сатану - Люцифера, подчинить его своей воле и заключить с ним договор. На
соседних страницах шло описание способа вызывания «духов ада накануне Ивана
Купалы». Тут же сообщалось о том, как изготовить «волшебный» жезл и
необходимое для совершения волшебства «зеркало
Соломона».
«При помощи этой книги,- вещал автор,- каждый легко
приобретет богатство и постигнет все то, что было до сих пор недоступно для
него».
Признаюсь, я без особого интереса перелистывал эту
книжонку. Закрыв ее, я увидел на ярко размалеванной обложке объявление. Н нем
говорилось о другой брошюрке под названием «Книга чудес и тайн», очевидно,
принадлежащей перу того же автора.
Что же обещала эта брошюрка? А вот
что.
Полное объяснение и раскрытие чудес египетских магов, в том
числе превращение змеи в палку, а палки в девушку; рецепт приготовлении из
поди денег; указания на то, как найти клад, приобрести неуязвимость, а
также без вреда глотать огонь и выбрасывать изо рта пламя; описание
устройства волшебной комнаты; различные «драгоценные» советы, вроде того,
например, как узна-
1 Н. Ознобишин, Иллюзионисты (фокусники и чародеи), «Теакино-печать», М.,
1929.
2 кио
вать интимные тайны и заставить какую-нибудь даму прийти к
вам вечером. Наряду с разоблачением секретов индийских факиров книга обещала
читателя познакомить и со «средствами для возбуждения любви и для успешной
рыбной ловли», способами определения характера человека по линиям на ладони
и искусством делать фейерверки.
Трудно сказать, чего было больше в этих книжонках -
желания затуманить головы или же просто грубого
надувательства.
Мне могут сказать: «Да, но все это относится к
прошлому».
Не совсем так. За границей еще и сейчас фокусники иногда
прибегают к откровенному шарлатанству, окутывают свои выступления
мистическим туманом.
Одного такого иллюзиониста, этакую демоническую личность,
словно сошедшую со страниц книг Э.-Т.-А. Гофмана, использующего
изобретенный им таинственный аппарат в своих преступных целях, советские зрители
видели в заграничном фильме «Артисты цирка».
Нет, не в интересах всех этих «профессоров натуральной
магии», «королей-чародеев» и прочих «властителей тайн» раскрывать свои
секреты перед «простыми смертными». Напротив, они всячески прячут их от
внимательных глаз.
Любопытно, что несколько лет тому назад в Швейцарии
состоялся «международный съезд магов и престидижитаторов». В нем
участвовали представители шестнадцати стран. Они собрались, чтобы выработать
устав новой «международной федерации магов». Задачи этой федерации — защищать
интересы своих членов и бороться против попыток раскрывать секреты
фокусников. Впрочем, это объясняется еще и тем, что фокусники, не создающие
ничего нового, попросту боятся потерять публику.
Советский цирк - светлое, радостное, оптимистическое
зрелище. Все интересно зрителям в цирке, и в том числе фокусы, но только
непременно новые, а не виденные с дней самого раннего детства. Ну кто останется
равнодушным при виде всех этих чудесных появлений, исчезновений и
превращений! За время своей работы я встречался с самой различной аудиторией. Я
выступал перед воинами Советской Армии и старателями золотых приисков,
хлопкоробами Средней Азии и казаками кубанских станиц и почти не встречал
людей, которые не заинтересовались бы искусством
фокусника.
Многие люди сами хотели бы научиться проделывать фокусы.
Когда я был на Дальнем Востоке, ко мне обратился офицер-пограничник. Он
просил помочь ему составить небольшую программу. Мы прошли с ним в клуб, и он
показал мне, что умеет делать.
Я увидел перед собой по-настоящему талантливого человека.
Его ловкости могли бы позавидовать многие профессиональные
фокусники.
Другой такой же исполнитель выступал в Москве на смотре
художественной самодеятельности работников пищевой промышленности. На сцену
вынесли столик. Затем вышел невысокий парнишка, совсем еще молодой,
застенчиво улыбающийся. Он неловко поклонился и начал манипулировать, или, как
говорим мы, фокусники, санжировать, игральными картами, которые исчезали и
вновь появлялись у него в руках, цветами, монетами и яйцами. Все это было не
совсем совершенно, но как много любви, подлинного вдохновения вкладывал молодой
исполнитель в искусство, которому он посвящал свое свободное время! Он
работал поваром на фабрике-кухне.
А сколько других любителей пробует свои силы в области
манипуляций и иллюзий! К сожалению, наша художественная
самодеятельность не очень-то популяризирует у себя этот жанр. Нет по этому
вопросу и специальной литературы.
Если данная книга прольет хоть немного света на
производственно-творческую деятельность фокусников, даст представление о
нашей сложной и интересной работе, она выполнит свою
задачу.